mp3 плеер

Аудиокнига: друг или враг

Аудиокниги давно уже не являются новинкой, но в последнее время все больше людей начали обращаться к этому весьма своеобразному способу «чтения». Настало время поговорить об аудиокнигах подробнее и выяснить, насколько такое «чтиво» полезно для нас, какие таит подводные камни и чем может быть полезно.

ЦИФРЫ

По данным Интернет-опроса, проведенного компанией IRIVER среди пользователей сети, 78 процентов из них уже слушают аудиокниги, 15 - собираются и только 7 процентов не хотят приобщаться к аудиолитературе. Чаще всего (40 % от общего количества опрашиваемых) «читают» люди в возрасте 25–30 лет. Для прослушивания больше половины аудитории используют компьютер и плеер и делают это чаще всего на прогулке, отдыхе (52%), в метро (35%), в автомобиле (26%), и на работе (23%).

ГДЕ ИСКАТЬ?

Аудиокниги лучше всего искать в магазинах, торгующих музыкой и компьютерными играми. Но и там есть не все, что хотелось бы «прочитать». Многие книги еще не вышли в аудиоварианте, а некоторые даже и не запланированы. Но среди присутствующего ассортимента можно выбрать «книжку» почти любого жанра. От классики, которая, по словам продавцов, пользуется особенно высоким спросом, до фантастики. И, конечно же, детские сказки. Диски, записанные в формате MP3, стоят около 120 рублей, что в среднем дороже, чем сходная по объему бумажная книга. Возможности заказать нужную аудиолитературу в большинстве магазинов тоже нет. Жаль, потому что психология «читай, что дают» хороша в том случае, когда есть огромный выбор произведений всех авторов, чем торговые точки пока не могут похвастаться.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Аудиокниги выпускаются чаще всего на дисках в формате MP3, что делает их удобными для прослушивания в плеере на ходу или в машине. Что может быть лучше, чтобы скоротать дорогу?

Однако могу сказать по собственному опыту и опыту своих знакомых, здесь кроется одна проблема. Когда у вас в наушниках звучит музыка, она идет как бы фоном, когда же это рассказ, заставляющий вас следить за развивающимся сюжетом, ваше внимание концентрируется только на нем, вы боитесь пропустить что-нибудь важное, становитесь более рассеянным. Поэтому если вы ведете машину или переходите дорогу с включенной аудиокнигой, вы рискуете не заметить опасности.

Неудобной в использовании может стать аудиокнига для людей-визуалов, которые легче всего воспринимают информацию глазами и часто совершенно не усваивают ее на слух. Если вы — аудиал, то есть лучше воспринимаете мир на слух, то звуковая книга — это, возможно, именно то, что вам нужно для нескучного существования.

Так же удобной аудиокнига может стать в общественном транспорте, чтобы не портить глаза, а если они уже устали, звуковую книгу можно слушать, выключив свет и закрыв глаза. Так же благодарными аудиокниге могут быть студенты, которым нужно много читать по программе — в первую очередь за разнообразие в восприятии информации, что тоже часто облегчает ее усвоение.

Есть еще один негативный момент. Аудиокниги озвучивают профессиональные актеры, однако и они не застрахованы от ошибок. Поэтому не так уж редко в аудиокнигах встречаются заминки с произношением и режущие слух неправильно поставленные ударения. А еще ловишь себя на мысли, что «если бы эта фраза была произнесена не так, а по-другому, то это изменило бы для меня характер героя».

Но больше всего, конечно, приводит в бешенство ситуация, когда до конца повествования остаются считанные страницы, и ты уже влился в повесть или роман, а он вдруг резко обрывается — места на диске им, видите ли, не хватило. В лучшем случае бежишь к компьютеру, скачиваешь в сети текст и взахлеб дочитываешь окончание произведения, но…впечатление уже испорчено. А если компьютера под рукой нет?

ПСИХОЛОГ

Чтобы узнать, как аудиокниги влияют на нашу психику, я обратилась за комментарием к практикующему психологу Дмитрию ЕВДУНОВУ:

— Через аудиоканал легче всего воздействовать на психику человека. Достаточно, чтобы рассказчик незаметно для слушателя выделял голосом некоторые части текста. Это часть НЛП-практики (нейро-лингвистическое программирования).

Есть такая аксиома: «Нельзя сопротивляться тому, чего не знаешь», а скрытый смысл можно с помощью интонации вложить в любую книгу. Даже «Колобка» можно прочитать по-разному. Неплохо, если бы была возможность проверить аудиокнигу на содержание рассеянных внутри повествования установок.

Считается, что аудиокниги экономят время. Но часто то, что призвано экономить время, на самом деле занимает его гораздо больше. Читая обычную книгу, мы позволяем себе пролистать особо нудное описание или быстро пробежать глазами диалог. В аудиокниге перемотать текст труднее, когда не видишь, где кончается скучный эпизод.

Аудиокнига ребенку перед сном, конечно, облегчает жизнь родителей. Однако, самый важный момент в ежевечернем чтении — не само чтение, а то внимание, которое родители уделяют ребенку. Именно внимания ждут дети, хотят слышать сказку, рассказанную голосом мамы, а не какого-то постороннего дяди.

Я считаю, что аудиокниги делают современного человека еще более ленивым. Такое «чтение» уже не требует духовной работы. Обычная книга заставляет становиться как бы ее соавтором, дорисовывать, допридумывать. В аудиолитературе все, даже интонация, с которой произносятся фразы, уже содержит в себе готовый вариант понимания произведения.

Некоторая недоговоренность обычных книг дает простор для творческого мышления, для фантазии не по заданному шаблону.

Сам я аудиокниги читаю только с профессиональной точки зрения, когда коллеги дают мне книжку и говорят: «Вот послушай, как тут людям голову дурят»…

ЛИТЕРАТОР

В оригинале идея была взять две контрастные точки зрения. И мнение Юрия КАЗАРИНА, писателя и поэта, предполагалось мной как потенциально положительное. Однако…

— Новое время требует новых форм во всем: в экономике, политике и, тем более, в культуре. Содержание — инструмент литературы, культуры, оно ведь почти не изменилось, это ваш духовный, энергетический, языковой запас. Со временем появились новые приемы его демонстрации. Я считаю, что это объективное явление, обусловленное временем. С этим не имеет смысла бороться, — считает Юрий Викторович.

Аудиокнига касается двух сфер: драматургии и прозы. Единственный вариант поэтической аудиокниги возможен только в том случае, если читает сам автор. Если ее начнут читать актеры — это полная гибель музыкальной, интонационной, фонетической сторон стихотворения.

Созданием уникальных в своем роде проектов занимается замечательный русский поэт, наш земляк Виталий Кальпиди. Лет 15 назад он занялся виртуализацией стихотворения. Музыкальный фон и анимационный ряд сопровождали чтение стихов.

Аудиокнига, это, наверное, самый удачный вариант, квинтэсенция всего, что люди пытались сделать с текстом.

И я не вижу здесь никакой особой проблемы, кроме того, что лично меня это раздражает как Юру Казарина, которому 50 лет и который любит книгу.

Биологически человек — животное, и когда мы берем книгу в руки, происходит прямой контакт с природой, с деревом, потому что ведь книга, она деревянная. В настоящее время человечество полностью отказывается от контактов с природой, с натурой.

Книгу можно отбросить, положить под подушку, погладить. Для меня книга, как сказал Пастернак, «прямоугольный, кубический мешок дымящейся совести». Аудиокнига — облегчение процесса восприятия произведения, но при этом вы контактируете не с автором напрямую, а с актерами, начитывающими текст. Человек перестает быть со-автором, со-сочинителем, перестает включаться в процесс создания книги, становится просто потребителем.

Аудиокнига освобождает от хлопот и это плохо: ибо цивилизация занимается созданием комфорта для человека, а культура — созданием дискомфорта. Культура — это постоянная душевная тревога, постоянная работа для ума. Смысл книги не должен сам к тебе бежать, ты должен за ним бегать. Самое страшное в аудиолитературе то, что я лишен права выбора. В общении с обычной книгой, я могу читать медленно или прерваться на середине, захочу — вернусь в начало.

Для меня как литератора, важно, что читатель аудиокниги утрачивает прямой контакт с автором. Между языком читателя и языком автора встает сценическая речь.

Как читатель, я тоже не люблю аудиокниги, не покупаю их. Если говорить о первичности и вторичности, то аудиокниги — конечно, вторичный продукт, испорченный, упрощенный, примитивный вариант книги. Книга — сундучок, в котором лежат мысли, чувства, да вся жизнь автора. В аудиокниге это утрачивается.

Я считаю, что аудиокнига никогда не сможет полностью заменить бумажную. Они будут существовать как альтернатива. Так же, как классическая музыка: можно пойти на концерт и послушать живьем, а можно поставить компакт-диск, но ощущение уже не то…

Резюме

Если не хочешь вконец облениться, стать банальным потребителем без права соавторства — не связывайся с аудиолитературой. А с другой стороны, если ты в пути или занят монотонной работой, или у тебя устали глаза, то аудиокнига — идеальный вариант. Дилемма? Едва ли…

Я считаю, что никто не мешает читателю совмещать два вида чтения, не отказываясь ни от работы фантазии, ни от ностальгии по детским пластинкам со сказками. Оба способа восприятия литературы, на мой взгляд, имеют право на существование и сосуществование. Каждый читатель волен сам выбирать, к чему у него больше лежит душа.

Источник

Комментариев нет »

No comments submitted yet.

Оставить комментарий

No spam, please. Rel='nofollow' - rulez :)